Все дороги ведут в NTS Евразия

ТРИБОКОМПОЗИЦИЯ МКФ-18НТ™

На сегодняшний день единственный класс присадок, за спиной которых присутствуют фундаментальные научные исследования. Данный класс опирается на открытие № 41 от 13 сентября 1966г. с приоритетом от 12 ноября 1956 г. названное «Эффект избирательного переноса при трении (Эффект безызносности)».

Авторами открытия являются профессор д.т.н. Д. Н. Гаркунов и профессор д.т.н. И.В. Крагельский. Формула открытия звучит в следующей редакции:

«Обнаружено, что при трении медных сплавов о сталь в условиях граничной смазки, исключающей окисления меди, происходит явление избирательного переноса меди из твердого раствора медного сплава на сталь и обратного её переноса со стали на медный сплав, сопровождающийся уменьшением коэффициента трения до жидкостного и приводящее к значительному снижению износа пары трения».

Избирательный процесс возникает в результате протекания на поверхности контактирующих тел химических и физических процессов, приводящих к образованию самоорганизующихся систем автокомпенсации износа и снижению трения. Для этого явления наиболее характерно образование защитной пленки. Данное авторами открытия название«сервовитная» (пленка)происходит от латинскогоservo witte– спасать жизнь, что подразумевает спасение трущихся поверхностей от изнашивания. Она представляет собой вещество, образованное потоком энергии и существующее в процессе трения.

 

 

 

«Трение не может уничтожить пленку, оно ее создает» - Д. Н. Гаркунов

 

Открытие избирательного переноса при трении позволило разработать ряд принципиально новых материалов и технологий, находящих в настоящее время все более широкое применение. Их использование позволяет значительно сократить продолжительность приработки и повысить ресурс узлов трения.

Образование «сервовитных» пленок может происходить и в соединениях, не содержащих медных или других пластичных сплавов. Для этого необходимые компоненты должны быть введены в смазочный материал. Такой принцип лежит в основе разработки металлоплакирующих присадок.

В состав металлоплакирующих присадок могут входитьCu- медь,Zn- цинк,Ni- никель,Sn- олово,Ag- серебро, СuSn - бронза,Cu Znлатунь.

Следует отметить, что не все смазочные материалы, содержащие различные металлы, можно отнести к металлоплакирующим присадкам дающим «эффект безызносности». Для реализации последнего необходимо наличие активной смазочной среды, обеспечивающей протекание физико-химических процессов, «самоорганизующихся» с образованием защитной пленки, содержащей металл, вводимой присадки.

Эти металлы и сплавы с дисперсностью 100 нм находятся в специальном жидком составе – органическом комплексообразователе.

Уникальным является то, что пленка образуется в весьма «стесненных» условиях: сдвиговые и пластические деформации, высокие удельные нагрузки и температуры. В результате, «рожденная» в таких условиях пленка, обладает особыми свойствами – она пориста и имеет малое число дислокаций и большое число вакансий, параметр ее кристаллической решетки отличен от параметра решетки металла, полученного металлургическим путем.

Впервые присадка, образующая в процессе работы на трущихся поверхностях трения медную пленку, была разработана под руководством Ю.С. Симакова и А.К. Прокопенко. Эта присадка послужила прототипом металлоплакирующей присадки МКФ-18 (ТУ 38.401.44 – 84), а впоследствии и целой группы присадок этой серии.

При обычном трении, детали контактируют на очень малой площади, составляющей 0,01...0,0001 площади сопряженных поверхностей. В результате участки контакта испытывают высокие напряжения, что приводит к интенсивному изнашиванию.

При контакте сопряженных деталей контакт сопряженных поверхностей происходит только в отдельных точках.

При трении с граничной смазкой и трении без смазочного материала поверхности деталей покрыты окисными пленками, которые предотвращают непосредственный контакт металлических поверхностей и их схватывание при разрушении масляных пленок. Масляные пленки разрушаются при температурных вспышках в зоне непосредственного контакта. С повышением температуры в зоне трения окисные пленки утолщаются, но при этом увеличивается объем их разрушения.

Продуктами износа при трении в условиях граничной смазки являются в основном окислы, которые не имеют электрического заряда, свободно уносятся из зоны трения и, перемещаясь между контактирующими поверхностями, оказывают на них абразивное действие. При введении в смазочный материал металлоплакирующей присадки, происходит формирование сервовитной пленки из нанометричных кластеров металлов.

Основную роль в образовании сервовитной пленки играют три эффекта: избирательное растворение металлоплакирующей присадки, адсорбционное понижение прочности (эффект Ребиндера) и различие в скорости диффузии компонентов в деформированном объеме сплава (эффект Киркендала).

На основе металлоплакирующей присадки с размером частиц 100 нм, в смазочном материале образуются заряженные частицы (мицеллы). Направление движения мицелл в смазочном материале осуществляется за счет разности потенциалов, возникающих в узлах трении. В начальный момент контакта, когда частицы металлов заряжены положительно, разрушение мицелл происходит на одной поверхности. Затем происходит перезарядка, и аналогичный процесс протекает уже на другой поверхности. Заряженные частицы переносятся на контактирующие микровыступы шероховатостей поверхности, а затем происходит заполнение и впадин микронеровностей. Описываемый процесс продолжается до образования на обеих поверхностях трения сервовитной пленки толщиной 1 - 3 мкм после чего процесс переноса прекращается и наступает режим пассивации. Толщина образовавшейся сервовитной пленки соответствует размерам микронеровностей (или перекрывает их) большинства деталей общего машиностроения.

При избирательном переносе, трение осуществляется через пластически деформируемый мягкий и тонкий слой металла. В результате площадь фактического контакта возрастает в 10-100 раз, а материал деталей испытывает лишь упругие деформации.

Помимо увеличения площади фактического контакта, тонкие пленки мягкого металла сами по себе уменьшают трение между твердыми соприкасающимися поверхностями, коэффициент трения близок к коэффициенту жидкостного трения.

В режиме избирательного переноса, трение происходит без окисления поверхностей и поэтому не сопровождается образованием окисных пленок.

Наблюдается значительное снижение микрошероховатости с 0,1 до 0,005мкм т.е. до уровня зеркальной поверхности.

Если по каким-то причинам медная пленка разрушается, (попадание крупного абразива, действие коррозионной среды и т.д.) процесс избирательного переноса возобновляется. Происходит «залечивание» разрушенного участка.

 

Образованная в зоне контакта металлоплакирующая сервовитная пленка, является нанообъектом, ведет себя подобно ньютоновской жидкости, как при растяжении, так и при сжатии и, как следствие, становится безызносной и сверхантифрикционной.

ИНСТРУКЦИЯ

Обработка карбюраторного двигателя, двигателя с центральным впрыскоми двигателя с распределенным впрыском (инжектор):

 

·Прогреть двигатель;

·Выкрутить свечи;

·Залить трибокомпозицию, согласно табл.1, в свечные отверстия (при необходимости удлинить носик шприца трубкой);

·Завернуть свечи;

·Запустить двигатель и проехать не менее 8 км;

·Объем трибокомпозиции МКФ-18НТ™, заливаемой в картер двигателясоставляет 20 мл на 1 л масла.

 

Объем двигателя,см³

1000-2000

2000-3000

3000-5000
Объем заливаемый в один цилиндр,мл 10 15 10

Обработка дизельного двигателя:

·Прогреть двигатель;

·Залить согласно формуле необходимый объем трибокомпозиции в 2-х литровуюёмкость с дизельным топливом и размешать полученный состав;

 

VМКФ-18НТ =Vдв см ³ • 0,035

 

VМКФ-18НТ™- необходимый объем трибокомпозиции в мл

 

Vдвсм³ - общий объем двигателя в см³

·Отсоединить топливопроводы после фильтра тонкой очистки и обратнойподачи топлива;

·Опустить топливопроводы в емкость с полученным составом;

·Запустить двигатель;

·Выработать состав из емкости на 80-90% . Не допускать засасывания воздухатопливным насосом высокого давления (ТНВД);

·Остаток смеси вылить в топливный бак;

·Присоединить патрубок и проехать не менее 8км;

·Объем трибокомпозиции МКФ-18НТ™, заливаемой в картер двигателя составляет 20 мл на 1 л масла.

 

Этот вид обработки рекомендуется проводить на станциях технического обслуживания.

Дозировка для гидроусилителей и агрегатов трансмиссии

(КПП, АКПП, раздаточных коробок, мостов):

Гидроусилитель руля- 20 - 40 мл/1л

Раздаточная коробка- 40 мл/1л

Коробка передач:

-механическая - 40 мл/1л

-автоматическая - 30мл/1л

Задний мост - 40 мл/1л

Передний мост- 40 мл/1л

Добавлять трибокомпозицию к моторным трансмиссионным маслам и спецжидкостямследует в рекомендуемых количествах, независимо как от вида масла (минеральное, полусинтетическое, синтетическое), так и от классовSAEиAPI.

 

Эффект от применения присадки МКФ-18НТ™сохраняется на протяжении 25 тыс. кмпробега а/м при условии комплексной обработки двигателя.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

● В процессе обработки двигателя из выхлопной трубы появится белый дым (катализатору не вредит), свидетельствующий о попадании трибокомпозиции

● Обработка агрегатов нового автомобиля существенно сокращает период приработки деталей;

● Применение трибокомпозиции МКФ-18НТ™ вместо масла во время сборки двигателя улучшает его выходные характеристики и качество ремонта;

 

● Применение трибокомпозиции МКФ-18НТ™ совместно со смазками(Литол - 24, Солидол, ШРУС - 4 и т.п.) - в количестве 40 мл/1л создаёт восстановительный характеризношенных поверхностей подшипников качения.

ВНИМАНИЕ

При обработке двигателей, в которых использовались масла вторичнойпереработки и масла имеющие высокие степени сажи и лакообразовании, рекомендуем обработку трибокомпозицией МКФ-18НТ™заливаемой в картер двигателя, разделить на 3 части и осуществлять контроль за состоянием масла и фильтра.

 

При применение трибокомпозиции МКФ-18НТ™в автоматических коробках переключения передач следует принимать во внимание тот факт, что продукты износа с дисков сцепления оседая внутри корпуса АКПП, весьма сложно поддаются очистке. Трибокомпозиция МКФ-18НТ™ обладает высокими моющими свойствами, поэтому продукты износа достаточно быстро забивают масляный фильтр АКПП, что может привести к негативным последствиям. Рекомендуем обработку разделить на 3 части и осуществлять контроль за состоянием масла и фильтра.

 

При обработке двигателя с износом 70 - 80 % рекомендуется увеличить дозировку трибокомпозиции МКФ-18НТ™в 2 раза.